Я хочу выучить английский: классический подход или инновационные методы?

Потребность в знании иностранного языка велика сегодня как никогда. Это уже даже не утверждение, а скорее аксиома. Я учу иностранный язык – это фраза, при помощи которой некоторые не только пытаются поднять свой рейтинг в глазах начальства и друзей, но и значительно поднять свою собственную самооценку и приблизить себя ко всему цивилизованному миру. Это похвально! Но я говорю отлично по-английски – это пока к сожалению лишь цель, нежели реальная ситуация для многих.

Итак, на лицо желание и необходимость выучить иностранный язык и желательно английский, чтобы понимать всех, вся и везде. Но вот вопрос! Как максимально быстро достичь цели и чтобы результат обучения стал приносить свои плоды в виде не только 100% понимания иностранцев, но и возможности свободно выражать свои мысли в любой ситуации. И при возможности корректно! Или возможно ли выучить иностранный язык в кратчайший срок?

Желая найти ответ на эти вопросы, многие обратятся прежде всего к интернету, где “продавцы знаний иностранного языка” предлагают свои особые условия, подходы и методики. Начав сравнивать, Вы обнаружите, что многие подходы схожи и подразумевают прохождение курсов в течение месяцев, для освоения всего одного уровня и преодоления определенного рубежа в изучении, например, английского. И тогда расстроившись и поняв, что подготовится к собеседованию на английском, которое состоится уже завтра, у Вас не получается, вы обратитесь к интернету с вопросом, а нет ли такого “волшебного” способа изучить язык очень быстро. И я Вам могу с уверенностью ответить - ДА! Вы его найдёте. И даже не один! Как в древности алхимики давали надежду добыть золото чуть ли не из воды, алхимики в обучении английскому языку пообещают Вам инновационную методику изучения английского. Всего каких-то два занятия и вы уже знаете всю грамматику, а Ваш словарный запас может сравниться только с новейшей редакцией Оксфордского словаря. И Вы, почему-то, уверены, что все эти знания вы точно можете применять в устной и письменной речи.

А теперь разложим все по полкам.

Что такое изучение любого иностранного языка? Что заложено в понятие “учить английский язык”, если он для Вас не родной?

Начнём с того, что изучение иностранного языка – это приобретение знаний лексики, или проще сказать, слов, и грамматики, а так же развития целого ряда навыков: чтения, письма, говорения и восприятия на слух. Это целая система. То есть во время обучения Вы набираетесь знаний и развиваете определённые умения. Забывая об одной из этих частей, полноценное общение на языке, вряд ли получится. Я уверена, Вы не раз встречали знакомых мамочек, которые жаловались, что их дети имеют пятерку по английскому в школе, пишут все лексико-грамматические тесты на “пять” и знают кучу слов, но, когда они выезжают за рубеж и наступает “момент ИКС”, все отличные оценки, результаты тестов и слова куда-то исчезают. А почему? Не был развит навык применения полученных знаний!

Порой некоторые сталкиваются с другой проблемой – “у меня плохая память и я не могу запомнить слова”. Что ж, память в изучении языка играет не последнюю роль! Она очень помогает не возвращаться к “якобы незнакомым” словам, которые Вы уже тысячу раз смотрели в словаре и записывали в тетрадь. Но, едва ли она играет ведущую роль в полноценном и всестороннем изучении иностранного языка.

Или очень часто коллеги-преподаватели слышат на занятиях от учеников, что в классе всё было здорово, все помнили слова, играли с ними в игры, называли, что изображено на картинках, пришли домой и даже с легкостью сделали домашнее задание, но через месяц, из гигантского списка пройденных слов, запомнилось только несколько. Возникает немой вопрос – “доктор, со мной что-то не так”? Всё так! Наша память делится на кратковременную и долговременную по продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов. И порой кратковременная память творит чудеса, особенно, когда речь заходит об эмоциональной или образной составляющей, если мы имеем ввиду характер психической активности. Но, к сожалению, долговременная память порой спешит нас разочаровать.

Тут ещё стоит разобраться и с этой самой эмоциональной и образной памятью. Наряду с ней, есть ещё и двигательная и словесно-логическая. А уж тут не далеко и до того, каков Ваш характер восприятия материала. К какому, так сказать, типу Вы относитесь: Вы – визуал и воспринимаете информацию при помощи зрения? аудиал и Вам нужно слышать, чтобы запомнить и выучить? кинестетик, воспринимающий большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др) и с помощью движений? или же Вы, наконец, дискрет, у которго восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Что же делать? Как учить язык?

Конечно, практиковать! Слушать, читать, говорить, хотя бы элементарными предложениями. Да! Кстати! Именно предложениями! Иностранный язык, в частности английский, способен ненадолго и не полностью терпеть вариант “Аптека. Улица. Фонарь.”Английский язык – язык глаголов. А там где глагол, там и исполнитель действия, выраженного этим глаголом. А тут не далеко и до простого двусоставного предложения. А как быть, когда захочется говорить о том, что было вчера, будет завтра? Тут возникает острая необходимость в изучении грамматики. Это скелет, без которого, организм, под названием, “язык” не начнёт жить полной жизнью. Владение языком – это комплекс знаний и умений, которые помогают друг другу. Да и не один экзамен, носящий статус “международного экзамена по английскому языку” не проверяет отдельно знание, скажем, слов по темам. А уж тем более, если Вы человек с широким кругозором и Вам хочется поговорить о чём-то большем, нежели о семье, еде и мебели в доме.

Когда учишь язык, нужно столько всего сделать и делать – читать, писать, выполнять упражнения, начиная от фонетических и заканчивая грамматическими и лексическими, слушать, обсуждать. И так до бесконечности! Голова начинает идти кругом - найду ли я время на это всё? Всё определяется желанием и необходимостью. Если они есть, не стоит идти на поводу у своей лени и страха и искать “мудрёные” новейшие методики. 21 век принёс нам много нового и изменил многое до неузнаваемости, но вряд ли он принёс что-то координально новое в процесс обучения и изучения иностранный языков.

Всё равно Вы мне не верите! Хочется всё изучить в кратчайшие сроки? Тогда давайте напоследок обратимся к корифеям, работающим над методиками обучения английскому языку с середины 16 века. Да! Да! Я говорю про Оксфорд и Кембридж. Они имеют многовековую практику и опыт, но, всё же, идут в ногу с современными технологиями, формами преподнесения материала, форматами и темами, не обещая Вам мифических чудес, где время на изучение языка сводится к нескольким часам или дням.

Что ж, решать, конечно, же Вам, ученики! Только постарайтесь не забыть, что, если Вы хотите применять язык в обучении за границей или работе с иностранцами, придётся рано или поздно навёрстывать и развивать свои языковые знания и навыки в полной мере, простого знания отдельных слов будет катастрофически мало. И тогда вспомните, о том, что есть добрый, классический подход к изучению языка, доказавший свою состоятельность и эффективность неоднократно.


Возврат к списку